Израильские исследователи из Еврейского университета в Иерусалиме и Университета имени Райхмана провели изучение, чтобы выяснить, как имя человека связано с его внешностью.
В рамках экспериментов с участием людей и с помощью машинного обучения участникам показывали фотографии лиц и предлагали выбрать подходящее имя из предложенного списка.
Результаты показали, что взрослые и дети часто правильно определяли имена на фотографиях, но с детскими снимками это удавалось реже. Исследователи считают, что эти данные подтверждают гипотезу о «самоисполняющемся пророчестве», согласно которой внешность человека меняется со временем и становится характерной для людей с тем же именем.
Далее исследователи использовали искусственный интеллект для анализа большого количества данных с изображениями лиц и соответствующими именами. Они выяснили, что люди с одинаковыми именами имеют более схожие черты лица, чем те, у кого имена разные. Этот эффект наблюдался только среди взрослых, но не среди детей.
Чтобы подтвердить, что изменения во внешности обусловлены не только естественным старением, но и социальным влиянием, исследователи провели дополнительный эксперимент. Они цифровым образом «состарили» детские фотографии, чтобы люди на них выглядели взрослыми, затем смешали эти изображения с фотографиями реальных взрослых и предложили участникам определить имена на этих фотографиях. В случаях с реальными взрослыми участники правильно называли имена чаще, чем случайно, тогда как для искусственно состаренных лиц правильные ответы были более случайными.
Обработанные изображения были загружены в систему машинного обучения. На этот раз схожесть между лицами с одинаковыми именами оказалась менее выраженной, чем при анализе фотографий реальных взрослых, что подчеркивает значимость социального аспекта. Все проведенные эксперименты подтверждают, что связь между именами и чертами лица обусловлена механизмом самоисполняющегося пророчества. Внешность человека меняется под влиянием стереотипов и ожиданий, связанных с именем, которое ему дали при рождении.