В условиях стремительного развития цифровых технологий и быстрого распространения информации проблема дезинформации становится особенно актуальной. Интернет переполнен слухами и ложными сведениями, что может оказывать серьезное влияние на общественное мнение и вызывать негативные социальные последствия. Анонимность пользователей и прогресс в области искусственного интеллекта усложняют задачу отделения фактов от вымысла.
Методы анализа слухов, заимствованные из эпидемиологии, рассматривают их как вирусы, а людей как восприимчивых к заражению. Однако такие модели не учитывают активное участие людей, их психологические реакции и влияние внешних факторов. В ответ на эти ограничения китайские ученые разработали новую математическую модель, которая помогает глубже понять механизмы распространения слухов.
В своей статье, опубликованной в журнале AIP Advances, исследователи провели аналогию между распространением слухов и процессом ядерного деления. В этой модели слухи рассматриваются как нейтроны, которые запускают цепную реакцию передачи информации от одного человека к другому. При столкновении со слухами люди принимают решение о том, делиться ли ими, основываясь на своих интересах и убеждениях, что напоминает поведение ядерных изотопов.
Ученые выделили две категории людей: тех, кто распространяет слухи немедленно после их получения (аналог нестабильного урана-235), и тех, кто делает это после размышлений (похожих на более стабильный уран-238). Процесс начинается с «ударного» воздействия слуха на первого человека, при этом высвобождаемая энергия сравнивается с социальным эффектом, выражающимся в лайках, комментариях и просмотрах.
Симуляции показали, что новая модель более точно отражает динамику распространения слухов в социальных сетях, принимая во внимание индивидуальные особенности поведения пользователей и количественно оценивая социальное воздействие слухов.
Исследование также выявило, что масштаб распространения слухов зависит от доли рационально мыслящих пользователей. Более высокий уровень образования и критического мышления снижает вероятность распространения ложной информации. Это подчеркивает важность образовательных инициатив и повышения медиаграмотности для борьбы с дезинформацией.
Основываясь на полученных данных, ученые советуют правительствам и средствам массовой информации активно следить за информацией на ранних стадиях ее распространения, быстро реагировать на появление слухов и предоставлять проверенные данные, чтобы предотвратить «ядерную реакцию» распространения ложной информации.