Что скрывал иконостас Успенского собора в Кремле?

Окончательно завершены работы по раскрытию и реставрации фресок, которые веками были скрыты за иконостасом. Оказалось, что гигантская стена храма покрыта росписями, к отдельным частям которых, возможно, приложил руку Дионисий.

Что скрывал иконостас Успенского собора в Кремле?

Никто не ожидал такого открытия. Плановая реставрация фресок Успенского собора в Кремле, построенного в 1475-1479 годах Аристотелем Фиораванти, началась в 2017 году. Видимые посетителям росписи, декорирующие внутренние стены и потолок храма, были созданы в 1640-х годах и поновлялись впоследствии Екатериной II и Николаем I, что привело к полному уничтожению позолоты.

Известно было, что некоторые части оригинальных фресок 1480-х годов были частично сохранены в двух приделах алтаря, недоступных для туристов. Это было обнаружено в 1910-х годах. Также было известно, что изображение архангела Гавриила находится на столпе и его часть была видна между иконами в иконостасе времен Алексея Михайловича. Но оказалось, что это были не просто фрагменты фресок. Реставраторы и искусствоведы занимались исследованием этого удивительного открытия в течение трех лет.

В начале лета 2020 года хранитель собора Алексей Барков решил изучить то, что скрывается за иконостасом, и вынул из него часть икон, закрывавших северо-восточный алтарный столп. На белокаменной кладке столпа они обнаружили ранние росписи, изображающие ангела и праведника. Находка оказалась особенно ценной, так как в основной части стенописи из этого раннего периода ничего не сохранилось. В 1642 году все росписи были разрушены по приказу Алексея Михайловича. Но это было только начало.

За иконами верхнего яруса иконостаса нашли цикл росписей, изображающий житие блудницы Марии Египетской и относящийся к 1643 году. Этот цикл является одним из самых ранних на эту тему в древнерусской монументальной живописи. Исследователям особенно интересно было то, что его размещение на алтарной стене не имеет аналогов. Уникальность заключается также в том, что изначально цикл задумывался как полуфигурный. Сюжет занимает верхнюю часть алтарной стены и состоит из двух сцен. На левой изображена первая встреча старца Зосимы и Марии Египетской в пустыне, когда старец дает священный плащ, чтобы она могла прикрыть свою наготу. Рядом изображена голова огромного льва. В правой части представлена вторая сцена — «Причастие Зосимой Марии Египетской».

Это открытие вызвало восторг у сотрудников музея и реставраторов. Они продолжат исследования и реставрацию фресок, чтобы полностью раскрыть все тайны Успенского собора в Кремле.

  • Другие новости