Airbus Beluga — самый экстравагантный самолет в мире — теперь имеет собственную авиакомпанию.
Этот огромный грузовой самолет, завораживающий наблюдателей всего мира, уже два десятилетия выполняет перевозки деталей самолетов между заводами Airbus, расположенными по всей Европе.
Новая версия Beluga заменит первоначальный парк самолетов и станет флагманским судном новой грузовой авиакомпании Airbus Beluga Transport.
«На рынке практически нет альтернатив для перевозки крупногабаритных грузов», — отмечает Бенуа Лемонье, глава Airbus Beluga Transport. — «Часто приходится разбирать груз, чтобы он поместился в самолет, в то время как в «Белуге» грузу найдется место без проблем».
Первоначально Beluga был известен как Airbus Super Transporter, но после того, как самолет получил прозвище «Beluga» из-за своей схожести с белым арктическим китом, компания Airbus решила изменить его название на Beluga ST, сохранив акроним.
Первый полет самолета Beluga состоялся в 1994 году, а его эксплуатация началась в 1995 году. За ним последовали еще четыре самолета, последний из которых был выпущен в конце 2000 года.
«Самолет Beluga был разработан для перевозки больших частей самолетов Airbus с заводов во Франции, Германии, Великобритании, Испании и Турции на линии окончательной сборки в Тулузе и Гамбурге», — объясняет Лемонье. «Это уникальная конструкция, заключающаяся в том, что Beluga на самом деле представляет собой усовершенствованную версию Airbus A300-600, у которой удалена передняя часть, а затем добавлены специальные обшивки фюзеляжа, увеличенные двери и специальное оборудование для полетов».
Предшественником «Белуги» был парк Super Guppies — модифицированные версии пассажирского самолета Boeing Stratocruiser 1950-х годов, ранее использовавшиеся НАСА для перевозки космических кораблей. Теперь история повторяется: оригинальный Beluga заменяется более просторной и совершенной моделью Beluga XL.
Beluga XL длиннее и емкость его больше, чем у Beluga ST. Он способен перевозить оба крыла самолета Airbus A350, нового дальнемагистрального самолета компании, который конкурирует с Boeing 787 и 777.
«Beluga XL базируется на более современной платформе A330», — добавляет Лемонье. «С 2018 года было построено шесть Beluga XL, и последний из них вскоре будет передан внутренней авиакомпании Airbus. Beluga XL может полностью заменить Beluga ST во внутренней сети Airbus, что позволит использовать ST для альтернативного обслуживания».